Что делать если ребенок не понимает обращенную речь норма и патология правила взаимодействия

Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.

Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезной болезни. Рассмотрим, в каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий.

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

Как понять, что ребенок не понимает речь

Взрослым ошибочно может показаться, что малыш плохо воспринимает их речь. Поэтому важно отличать норму от отклонения. Существуют основные признаки расстройства:

Нарушение понимания. В этом случае ребенок:

  • не реагирует на обращение к нему, будто глухой;
  • откликается на шепот, но не на громкую речь;
  • не отзывается;
  • не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
  • путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
  • отвечая на фразу, обращает особое внимание на выражение лица взрослого;
  • просьбы, сделанные в непривычной обстановке, встречает с растерянностью и непониманием;
  • постоянно повторно проговаривает заданный вопрос.

Если несколько из перечисленных симптомов совпали с поведением ребенка, но нет уверенности, что у него имеется рецептивное расстройство, можно провести следующие тесты.

Для ребенка от 1,5 года до 3 лет

Попросить принести малыша любой предмет: игрушки, фрукты, овощи. Если он выполнит просьбу или просто посмотрит на названную вещь, то нарушение у него отсутствует.

Для ребенка 3 и более лет

Малыша можно считать здоровым, если он в состоянии:

  1. Выполнить любую сложную просьбу. Например, взять игрушку и положить в ящик.
  2. Указать на картинки с определенным действием. Например, найти человека, который ест или спит.

При тестировании стоит учитывать, что ребенок может знать именно тот набор слов, которые от него требуются. Поэтому данный способ нельзя считать полностью достоверным.

Возможные причины того, почему ребенок не понимает речь

Данный симптом сопровождает множество расстройств и болезней. Чтобы определить причину нарушения, необходимо посетить специалиста для дальнейшей диагностики. Рассмотрим факторы, вызывающие непонимание обращенной речи.

Тугоухость

Оглохшие в раннем возрасте или рожденные глухими дети, не воспринимают даже неречевые звуки. Из-за такого ограничения в познании окружающего мира развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности с обучением.

Синдром Маугли

«Дети-маугли» не имеют опыта общения с людьми, так как с детства находились в изоляции или среди зверей. Из-за этого у них отсутствует понимание речи. Развитие социальных навыков происходит путем подражания окружающим. Они повторяют услышанные звуки и жесты, но не могут дать адекватную реакцию на обращения.

Аутизм

Дети с низкофункциональной формой аутизма имеют плохую степень слухового восприятия. Однако они понимают речь избирательно, реагируя только на темы, вызывающие у них большой интерес, при этом, не откликаясь на собственное имя и не отвечая на просьбы.

Алалия

Дети с сенсорной алалией не делят звуки на речевые и неречевые, а также не говорят сами. Речь людей они воспринимают как бессмысленный шум. Не могут связать предмет и его название. В легкой степени заболевания возможно понимание некоторых слов.

Синдром Ландау-Клеффнера

В отличие от предыдущих расстройств, при этом заболевании рецептивное нарушение проявляется в возрасте с 3 до 7 лет в течение полугода. Сначала ребенок теряет возможность понимания речи, а затем и самостоятельного высказывания. Также к симптомам относят эпилептические приступы.

Афазия

При разных формах афатического синдрома проявляются различные признаки. Может присутствовать абсолютное непонимание фраз или лишь частичное.

Краткая характеристика видов патологии:

  1. Семантическая. Главный дефект этого типа заболевания – импрессивный аграмматизм, то есть ребенок не понимает сложные речевые обороты, которые отражают причинно-следственные и пространственные отношения.
  2. Динамическая. Подразумевает частичное понимание речи из-за отсутствия концентрации внимания.
  3. Тотальная. При этой форме сохраняется лишь ситуативное восприятие, отвлеченные темы ребенку недоступны для понимания. Он не может как воспринимать, так и связано разговаривать.
  4. Акустико-мнестическая. Короткие фразы понимаются ребенком без проблем, но, услышав развернутый речевой ряд, он теряется, поскольку не может сохранить в памяти большое количество информации.
  5. Акустико-гностическая. Ребенок реагирует только на жесты и мимику взрослого, не воспринимая просьбы на слух.

Умственная отсталость

Врожденная олигофрения подразумевает скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения и проблемы с анализом информации.

Степень изменения восприятия речи зависит от уровня заболевания:

  1. Идиотия – понимание практически нулевое, за исключением частичной реакции на мимику и жестикуляцию.
  2. Имбецильность – воспринимает только узкий круг ситуативных, бытовых тем. Новую информацию ребенок принимает с большим трудом.
  3. Дебильность – больной может поддержать легкий разговор, но не обладает развитыми абстрактным и логическим мышлениями.

Слабоумие

Помимо ослабления интеллекта, детей с этим заболеванием преследует сниженная речевая активность. Симптомы сравнимы с тотальной формой афазии.

Речевые нормы для детей

Судить о наличии или отсутствии патологии помогает знание того, что должны уметь дети в разном возрасте.

Возраст Норма развития слуховых навыков
От 0 до 1,5 лет Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках
От 1,5 до 2 лет Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест
От 2 до 3 лет Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы
От 4 до 5 лет Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов

Как помочь ребенку

Малышу важно обеспечить условия развития. В этом должны участвовать родные люди и специалисты.

Правила взаимодействия родителей с ребенком

Малышу с данным нарушением необходима не только психологическая и медицинская помощь, но и понимание со стороны мамы и папы.

Для того чтобы облегчить обучение, взрослым необходимо:

  1. Регулярно выводить ребенка на прогулку.
  2. Совместно читать легкие рассказы с картинками.
  3. Проводить обучающие занятия.
  4. Составлять фразы из слов, доступных для понимания ребенка. Например, заменить предложение «пойдем откроем дверь» простым словом «дверь».
  5. Ограничить просмотр телевизора. Малыш будет запоминать случайные слова и фразы из рекламы и мультиков, что затруднит его обучение.
  6. Обеспечить ребенку чувство защищенности и взаимопонимания. Исключить наказания за проступки.
  7. Наблюдать за тем, как малыш реагирует на вашу речь. Например, он может: игнорировать просьбу или делать не то, о чем попросили, лучше воспринимать информацию от одного из родителей, внимательно следить за жестами.
  8. Каждое действие сопровождать одним и тем же комментарием. Например, если вы зовете малыша на прогулку, каждый раз повторяйте «идем гулять».

Обращаясь к ребенку, следует соблюдать данные правила:

  • при разговоре смотреть малышу в лицо;
  • озвучивать действия, недавно совершенные вместе, например: «мы кушали» или «мы ездили в парк»;
  • говорить максимально короткими фразами;
  • слова произносить громко, ясно и четко, не искажая интонацию;
  • указывать на называемый предмет.

Медицинская помощь

При обнаружении симптомов рецептивного расстройства первое, что вам следует сделать – записаться на прием к нескольким специалистам:

  1. Неврологу.
  2. Отоларингологу. Врач подтвердит или исключит наличие заболеваний ушной раковины.
  3. Логопеду. Оценит степень развития речи, поможет овладеть языком.
  4. Психиатр, который будет работать над предотвращением появления психических отклонений у ребенка.

В ходе обследования вас могут перенаправить к другим врачам, а также выписать витамины или ноотропы для облегчения обучения. Также для лечения применяют массажи, физиопроцедуры, психологическую коррекцию.

Нейропсихологическое сопровождение

Нейропсихология помогает оценить нарушения детально. При обследовании врач изучает системно-динамические перестройки мозга ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план лечения, затрагивающий все аспекты рецептивного расстройства.

Для того чтобы обследоваться у опытного специалиста, посетите клинику La Salute. Здесь работает нейропсихолог со стажем 30 лет. Антонова Стелла Леонидовна разберется в вашей проблеме, составит индивидуальный план корректировки состояния ребенка, поможет малышу наладить общение со сверстниками и взрослыми.

Логопедическая коррекция

Помощь логопеда необходима на протяжении всей коррекции расстройства. Она может проводиться как индивидуально, так и в группе из нескольких детей.

Возможные методы занятий:

  • томатис – наиболее эффективен при возникновении расстройства на первых двух степенях развития речевого восприятия;
  • ABA-программа – интенсивная проработка диагноза, сформированная на индивидуальных особенностях;
  • логоритмика – система двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением специальных фраз или музыкальным сопровождением.

Занятия с логопедом направлены на всестороннее развитие ребенка, познание окружающей среды и адаптацию.

В результате коррекции прорабатываются:

  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • коммуникативные навыки;
  • речевые расстройства.

Как себя вести родителям, если ребенок не воспринимает обращенную речь

Маме и папе может быть очень трудно воспитывать малыша с рецептивным расстройством, поскольку ребенок не обращает внимания на речь взрослого. Из-за его нестабильного поведения, повышенной тревожности и капризов без видимой причины, кажется невозможным его как-либо обучать восприятию услышанной информации.

Однако не стоит отчаиваться и оставаться один на один с проблемой. Необходимо обратиться к специалистам, чтобы они могли комплексно разобраться в нарушении и разработать эффективную методику коррекции. Нейропсихолог в клинике La Salute проводит не только диагностику, позволяющую выявить источник отклонений, но и помогает стимулировать развитие детей с различными формами нарушений.

Читайте также:  Гид по сахару. Стоит ли заменять обычный на альтернативные виды

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Задержка развития речи в 2 года – повод для беспокойства и принятия мер. Если кажется, что ребенок плохо разговаривает для своего возраста и отстает от сверстников, не нужно сразу паниковать. Необходимо выяснить симптомы и признаки задержки развития речи, какие нормы установлены специалистами.

На основании этого врач поставит диагноз и даст рекомендации, как работать с малышом, чтобы поскорее избавиться от имеющейся проблемы. В статье в деталях разберем вопросы, касающиеся ЗРР в 1,5-2 года. Расскажем, как нужно действовать родителям, если есть отставание в развитии речи.

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

Нормы развития речевого общения ребенка 2 лет

Чтобы понимать, что имеется отклонение, нужно знать, какие существуют нормы. Тогда будет возможность сравнить имеющийся прогресс в развитии со стандартами и либо успокоиться, либо обратиться к специалисту.

Начальная стадия развития речи

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести. Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш произносит. Их он повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые мальчик или девочка воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или где-то еще. Но само слово «тигр» он произнести не может.

Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Особенности

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы. Например:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет возникает то, что называют «лексическим взрывом». Ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас «терминов» увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 года очень важный. В это время нужно следить за лексиконом малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз. Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы. Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

В 3-4 года ребенок при нормальном развитии составляет предложения из нескольких слов. В его разговорах появляются вопросы. Малыш может как спрашивать, так и отвечать, пассивно используется более 1000 слов. Ребенок досказывает стишки, которые ему многократно читали родители, бабушки, дедушки.

Если же малыш дошкольного возраста не может всего этого делать, то речь идет о патологии. Следует обратиться к специалисту. В школьном возрасте разговорный язык должен быть в порядке. Допускаются только проблемы, которыми занимается логопед.

Симптомы и признаки задержки речевого развития

На наличие проблемы указывают несколько факторов. Только при анализе каждого можно говорить о точном диагнозе. Чтобы вовремя принять необходимые меры и обратиться к специалисту, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Нужно учитывать возраст малолетнего. Ребенок, которому только исполнилось 2 года, и при нормальном развитии не даст развернутого ответа. Максимум – это «да» или «нет».
  2. Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
  3. Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
  4. В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
  5. Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
  6. При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
  7. Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
  8. Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
  9. Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.

Это признаки, которые характерны для младшего возраста, когда ребенок уже должен неплохо говорить. Есть и другие симптомы:

  • в 2–4 месяца нет гуления;
  • в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков;
  • в 1,5 года малыш не произносит простых звуков;
  • не использует слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
  • после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения.

Все эти симптомы являются показанием для обращения к специалисту.

Причины задержки развития речи

Врачи выделяют несколько групп. Факторы, способствующие появлению проблем, могут быть вызваны с физическими патологиями. Начнем с общего списка:

  1. Расстройство экспрессивной речи. Когда малыш не произносит слов, не строит диалог.
  2. Проблемы с восприятием речи.
  3. Трудности с артикуляцией. Ребенку сложно произносить слова.
  4. Афазия при условии, что поставлен диагноз «аутизм». Обычно бывает так: у малолетнего с речью было всё неплохо, но потом он утратил способность произносить слова и понимать их смысл.
  5. Умственная отсталость. У ребенка такой уровень развития, когда плохая речь или её отсутствие – это лишь одно из проявлений проблемы. Многое зависит от степени отсталости. Если она легкая, то малыш способен строить простые предложения.
  6. Глухота. Распространенная проблема. Детский мозг не может обучиться речи, потому что не слышит её. А сам он сгенерировать «образы слов» не умеет, нужен пример.

Исследования показывают, что причиной ЗРР являются проблемы, которые проявлялись во время беременности и родов. Наиболее распространенные:

  1. Хроническая гипоксия. Когда ребенку не хватает кислорода, плод развивается неправильно.
  2. Поражение центральной нервной системы. Это не причина, а последствие вышеуказанной гипоксии.
  3. Инфицирование плода.
  4. Гидроцефалия – это ситуация, когда в голове избыток спинномозговой жидкости.
  5. Генетические заболевания: синдром Дауна, ДЦП и другие.
  6. Недоношенность.
  7. Травма, полученная при родах.
  8. Аномалии развития. Одна из таких – волчья пасть. У ребенка может быть недоразвитой нижняя челюсть, короткая уздечка. Все это мешает раннему развитию речи. Дошкольнику с такими проблемами тоже разговаривать трудно.

Существуют причины, которые появляются после рождения:

  1. Нейроинфекция, которая плохо влияет на мозг и приводит к ЗРР. Типичный пример − менингит.
  2. Ухудшение слуха после заболеваний. Например, отита. Малыш хорошо слышал, воспринимал сказанное, пополнял словарный запас. Потом слух ухудшился, и мальчику или девочке стало сложно развивать свою речь.
  3. Дефицит общения. Да, в списке такая очень простая причина. С ребенком всё нормально, но речь его не развивается, потому что он мало общается со взрослыми. В этом вопросе, как и во многих других, важны тренировки. Родители должны больше общаться с малышом. Вот почему рекомендуется петь колыбельные и читать сказки вслух.
  4. Стрессовое состояние. Это, учитывая психосоматику, запускает негативные процессы, тормозящие развитие речи. Возникает ЗРР.
  5. Генетическая предрасположенность. В первую очередь она выражается в повышенной чувствительности речевых зон мозга к негативным факторам.
Читайте также:  Пациентам Правильное питание для вегетарианцев

Распространена темповая задержка речевого развития – когда у малыша, кажется, всё в порядке, но разговаривать он не хочет. Возможно, нужно подождать.

Способы ускорения развития речи у детей

Очень многое для развития своего ребенка родители могут сделать самостоятельно. Во-первых, нужно чаще обращать внимание на то, как идет формирование речи. Во-вторых, можно использовать упражнения, которые следует выполнять с малышом, чтобы стимулировать речевое развитие.

Нельзя обойтись без диагностики. Лучший вариант − обратиться к специалисту, чтобы выяснить состояние ребенка, есть ли проблемы с речью, узнать о методиках и программах, которые применяются для исправления ситуации.

Далее нужно определять, какие занятия стоит проводить с малышом. Для устранения ЗРР используют следующие способы:

  1. Общение с логопедом. Помогает в случаях, когда проблемы больше не с психологией и нервной системой, а с «физикой речи». Например, когда ребенку трудно произносить слова, звуки и составлять из них предложения.
  2. Комплексная методико-педагогическая реабилитация.
  3. Микротоковая рефлексотерапия.
  4. Логопедический массаж.

Также используются препараты, но не будем углубляться в эту тему. Прием лекарств, таблеток и аналогичных средств должен осуществляться исключительно по назначению врача.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы наметилось движение в речевом развитии:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.

Существуют упражнения, помогающие развивать речь:

  1. «Маятник». Откройте рот и двигайте языком из стороны в сторону. От одного уголка губ к другому.
  2. «Забор». Сомкните плотно зубы. Язычком коснитесь «забора». Широко улыбнитесь.
  3. «Пятачок». Вытяните губы в трубочку и подвигайте ими в разные стороны.

Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому упражнения на «работоспособность пальцев» тоже помогут.

Доктор Евгений Комаровский справедливо говорит о том, как лечить ЗРР. Нужно, чтобы пришло понимание того, почему появилась проблема. Устраните причину – уйдет и следствие.

Когда нужна помощь специалиста

Если кратко: всегда. Когда родители заметили какое-то отклонение, или им кажется, что что-то идет не так, лучше сходить на прием к доктору, который осмотрит ребенка, проведет необходимое обследование и даст свое заключение. Это поможет своевременно заняться лечением отклонения.

Особенно следует насторожиться, если малыш:

  • не обращает внимания на речь родителей;
  • не смотрит в глаза;
  • повторяет однообразные движения.

Это симптомы не просто ЗРР, а проявления задержки психологического развития. К этой проблеме нужно относиться серьезнее. Требуется другое лечение.

К кому обращаться для решения проблемы

В зависимости от причины и особенностей отклонения следует идти на прием к разным врачам. Но начинать нужно с педиатра, чтобы он поставил предварительный диагноз и направил к узкому специалисту:

  1. Челюстно-лицевой хирург – если есть какие-то проблемы физиологического плана.
  2. Логопед – помогает с артикуляцией.
  3. Психотерапевт – когда речевые патологии глубокие, связаны с мозгом.
  4. Неонатолог – занимается проблемами новорожденных.
  5. Психолог.
  6. Сурдолог – узконаправленный специалист в отоларингологии.
  7. Невролог.
  8. Генетик – стоит обратиться, чтобы выяснить, не является ли задержка проблемой наследственной.
  9. Лор (отоларинголог) – помогает восстановить слух.

Приходите в La Salute, чтобы получить квалифицированную помощь по вопросу задержки речевого развития. В нашей клинике вы сможете пообщаться с разными специалистами, которые способны стимулировать речь ребенка – логопедом, нейропсихологом, психологом, неврологом.

Как проходит обследование и лечение детей

Исходя из того, какие врачи занимаются проблемой, можно обозначить примерный алгоритм диагностики. При обследовании детей необходимо:

  1. Консультация педиатра.
  2. Исследование мозга и сосудов. В том числе, при помощи МРТ и других современных методов.
  3. Работа с узкими специалистами, в зависимости от причин ЗРР.

Всё индивидуально, поэтому не будем детально описывать каждый метод.

Прогнозы

Всё зависит от степени задержки речевого развития, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. Чем раньше последует обращение к специалисту, тем больше шансов, что ребенок наверстает упущенное, догонит сверстников и станет развиваться нормально.

Памятка родителям

Если возникли подозрения на ЗРР, обратитесь к специалисту. Когда поставлен диагноз, занимайтесь с ребенком дома, проходите лечение, назначенное врачом.

ЗРР – проблема, с которой можно справиться, если следовать методике.

Обращайтесь в Клинику La Salute. Наши специалисты выявят причину проблемы, помогут устранить задержку речевого развития.

Ребенок слышит, но не понимает речь: почему и что делать

Ребенок слышит, но не понимает речь: почему и что делать

Ваш малыш вроде бы здоров, имеет нормальный слух, но, кажется, совсем не понимает, когда вы к нему обращаетесь? К сожалению, такие случаи отнюдь не редкость. Сегодня мы поговорим о том, почему так происходит, к кому обратиться и как вести в этой ситуации родителям.

Как звучит речь для таких детей?

Иногда родителям кажется, что ребенок понимает то, что ему говорят, но в действительности это ничем не подтверждается. С точки зрения языка, речь – это набор знаков, имеющих определенный смысл.

Для таких деток, о которых мы сейчас говорим, речь – это общий шумовой сигнал, на который они привыкают реагировать тем или иным образом. Например, как животное прибегает к хозяину, если произнести его кличку, позвенеть поводком или погреметь миской, потому что оно привыкает, что если звучит определенный звук, то ему дадут вкусняшку, поведут гулять или покормят. Так и здесь: речь для таких деток не более чем привычная реакция на стимул, а не осмысленное и произвольное восприятие обращенной речи.

Если произнести похожее по звучанию, но имеющее другое смысл слово, реакция на него окажется такой же. Если рядом появится незнакомый собеседник или хотя бы изменятся знакомые формулировки фраз, то они вызовут у ребенка явное замешательство. Это явление называется нарушением распознавания обращенной речи.

Почему ребенок не понимает речь?

Малыши, с нарушением распознавания обращенной речи, своим поведением напоминают детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС). Так как они не понимают обращенную речь, то получается, что они растут как бы в речевом вакууме. Речь у них не развивается вообще, ведь дети учатся говорить, подражая взрослым, а как это делать, если речевые звуки воспринимаются как общий шум.

Это серьезно сказывается на общем развитии ребенка. Страдают эмоциональная и коммуникативная стороны, умственное развитие, поведение. Такие дети обычно гиперактивны, у них часто меняется настроение, они не умеют контролировать свои эмоции. Все это происходит из-за того, что у них нет даже внутренней речи, хотя она присутствует, например, при моторной алалии.

Нарушение распознавания обращенной речи вызвано речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией, обычно эти патологии взаимосвязаны.

Почему ребенок слышит, но не понимает речь?

У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника. Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи.

В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.

Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.

Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.

Что делать родителям?

Если у вас есть подозрения, что ребенок не понимает речь, необходимо показать его отоларингологу и неврологу и пройти ряд диагностических процедур.

  • Компьютерная аудиометрия (КСВП) фиксирует проводимость слухового сигнала именно по структурам головного мозга, то есть как соответствующий отдел мозга реагирует на звук. Обычная аудиограмма показывает только состояние физиологического слуха.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) также дает актуальную информацию о работе головного мозга.
  • УЗДГ сосудов шеи и головы показывает проходимость сосудов и уровень кровоснабжения клеток мозга.

Также важно проконсультироваться у психиатра, чтобы исключить или предотвратить психические нарушения в развитии малыша.
Уровень развития познавательной сферы и речи оцениваются дефектологом или логопедом. Их помощь требуется на протяжении всего лечения. Они помогают ребенку сформировать представление об окружающем мире, овладеть родным языком, наладить полноценное общение со сверстниками и взрослыми.
Практика показывает, что если нарушение произошло на первом и втором этапах формирования речевого слухового восприятия, то наиболее эффективны занятия по методу Томатиса.

Как общаться родителям с ребенком?

  • При разговоре используйте максимально простые фразы из 2-3 слов, например, «ешь кашу», «дай руку», «ложись спать».
  • При выполнении команды сначала параллельно демонстрируйте, что нужно сделать, чтобы ребенок связал ваши слова с конкретным действием или предметом. Когда он хорошо усвоит ее, откажитесь от подобных подсказок.
  • Проговаривайте все действия. Например, во время приема пищи приговаривайте «ешь кашу» и т. д. Пользуясь тем или иным предметом, назовите его несколько раз.
Читайте также:  Лечение гастрита у детей

Крайне важно исключить лишние шумы из окружения малыша: телевизор, планшет, музыкальные игрушки. Введите дома режим тишины. Это пробудит у ребенка естественный интерес к окружающему миру и его звукам.

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

12 причин: почему ребенок не говорит

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием всё войдет в своё русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. Вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития), обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.