Как научить ребенка ходить

Как научить ребенка ходить

Дети начинают ходить в разное время: одни встают на ноги и делают первые шаги в 8-9 месяцев, а есть малыши, которым требуется больше времени и самостоятельно они начинают ходить ближе к 1 году или даже позже. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, не стоит подстраиваться под других и сравнивать своего малыша с ними.

Первые шаги — это всегда трепетный и важный момент не только в жизни крохи, но и в жизни родителей. Чтобы подготовиться к нему, нужно знать, как можно помочь малышу и что лучше сделать, чтобы он быстрее встал на ноги.

Интересные факты о первых шагах малыша

Детская гимнастика поможет начать ходить Специальная гимнастика для новорожденных укрепляет мышцы и связки, подготавливая их к процессу прямохождения. Ведь долгое время малыш находится в сидячем состоянии, а только потом начинает ползать. Такую гимнастику может делать обученный мастер массажа или ортопед. Но найти популярные упражнения для ребенка можно и на просторах интернета. К ним в качестве дополнения отлично подойдет комплекс на развитие координации — чтобы малыш мог ровно стоять на двух ножках.
Все этапы До того момента, как малыш встает на ноги, он уже проходит через разные состояния. Для начала ему нужно научиться переворачиваться, и только потом — садиться. После этого ребенок может перейти к ползанию. Следующий шаг — он цепляется за различные предметы, но ноги еще не держат. И вот постепенно малыш отрывает руки от стенок или мебели, отпускает руку мамы или папы и делает первые шаги.
Возраст, когда ребенок должен научиться ходить Четких границ, обозначенных специалистами, не существует. В среднем, дети начинают ходить в промежутке от 10 месяцев до 1,5 лет. К врачу обращаются в том случае, если в состоянии ребенка беспокоит что-то еще: например, он плохо набирает вес, выглядит болезненно, плохо спит и не реагирует на движения. В случае, если после 20 месяцев малыш все еще не пошел, стоит сходить с ним на консультацию к педиатру (1).
Почему не стоит торопить ребенка У маленьких детей, как и у взрослых, может возникать стресс. Когда родители заставляют малыша вставать на ноги, буквально тренируют его каждый день, еще не окрепшая психика, как и костно-двигательный аппарат, подвергаются сильному стрессу.

В каком возрасте ребенок должен уметь ходить

Средние временные рамки: от 10 месяцев до 1,5 лет. Часто дети делают первые шаги в год. Но стоит отметить, что на процесс развития влияет большое количество факторов: среда, в которой ребенок растет, его генетические особенности, темперамент, физические черты. Если после 20 месяцев малыш ходит с поддержкой или вовсе не может пойти, нужно обратиться к специалисту за консультацией. Возможно, он подберет действенные способы, которые помогут ребенку быстрее пойти. Или объяснит, в чем может быть причина.

Группа ученых провела интересное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics (2). Родители малышей, родившихся в период с 2008 по 2010 год, записывали, когда их дети достигли четырех важных этапов развития: сидение без поддержки, ползание, самостоятельное стояние и ходьба без посторонней помощи. В итоге обнаружили связь между возрастом, в котором дети впервые встали на ноги, и их общими когнитивными способностями в возрасте 4 лет. Например, дети, которые уже уверенно стояли и делали первые шаги в 9 месяцев, быстрее справлялись с некоторыми задачами, чем дети, вставшие на ноги в 11 месяцев (2).

А вот исследование Швейцарского научного фонда в 2013 году не выявило связи между ранней ходьбой ребенка и его интеллектуальным развитием (1). Ученые пришли к выводу, что развитие более тесно связано с генетикой и факторами окружающей среды: моделью воспитания, образованием и даже питанием.

Пошаговая инструкция, как научить ребенка ходить самостоятельно и без поддержки

Помогать ребенку стоит гораздо раньше, чем он встанет на ноги. Но помогать — не значит имитировать ходьбу и насильно ставить на ноги. Делать это лучше постепенно и аккуратно: так, чтобы малышу было комфортно.

В это время малыш пробует переворачиваться. Если движение дается ему с трудом, стоит немного помочь. Для этого нужно придумать стимул, за которым он будет тянуться. Это может быть любимая игрушка или какая-то яркая деталь интерьера, на которую младенец обращает внимание. Также чаще стоит переворачивать карапуза на живот и следить за тем, чтобы он поворачивался обратно самостоятельно.

Ребенок учится садиться и ровно держать голову, постепенно начинает ползать. Чтобы помочь ему, нужно давать малышу больше времени на открытом пространстве: например, чаще отпускать его ползать по полу, разложив повсюду любимые игрушки.

В этом возрасте обычно малыш двигается гораздо активнее, и уже можно делать различные упражнения на координацию. К тому же, с 6 по 8 месяц у младенца активно укрепляется вестибулярный аппарат.

У ребенка возникает желание хватать предметы и притягивать к себе, также он старается забраться к родителями на руки, вставая при этом на ноги и держась на них. В этот период нужно поощрять стремления малыша и идти ему навстречу: помогать тянуться за игрушками или наклоняться пониже, чтобы он мог забраться к вам на руки.

Рекомендуется следить за тем, сколько ребенок проводит времени в положении стоя. Не стоит сильно перегружать его, но при этом большинство активностей, если малыш уже самостоятельно может стоять, лучше проводить именно в таком положении. Ведь без этого он не сможет перейти к следующей ступени — своим первым шагам.

  • 10 месяцев и старше

Обычно в год и старше ребенок стоит на двух ногах относительно уверенно. Если он этого не делает или использует опору, стоит попробовать вместо нее предложить ему любимую игрушку. Так постепенно кроха научится отрываться от дивана или стены, твердо вставая на обе ноги.

Когда он делает первые шаги, важно, чтобы пространство вокруг было свободным. Еще один лайфхак: для привлечения внимания можно использовать маленький обруч, за которым малыш будет тянуться и сможет схватить руками.

Ниже — инструкция, которой стоит следовать, когда вы учите сына или дочь ходить самостоятельно.

Подготовьте поверхность

Когда ребенок только учится ходить, важно, чтобы ему ничего не мешало. На полу не должно быть лишних предметов, а вокруг — вещей, на которые он может отвлекаться и терять концентрацию внимания. Нужно создать такую обстановку, в которой малышу будет комфортно и при этом он полностью будет доверять родителям.

Крепко держите за руки

На первых этапах не стоит тянуть карапуза за руки — лучше крепко держать его и следить за тем, чтобы он ровно шагал. Подтягивать ребенка стоит только в том случае, если он уже уверенно стоит на ногах и самостоятельно делает два-три шага.

Снимите обувь

Это нужно для того, чтобы ребенок быстрее почувствовал свои возможности: учиться ходить в обуви гораздо сложнее. А еще ходьба босиком быстрее развивает мышцы стоп и лодыжек. Обувь может повлиять на процесс, на то, какие мышцы включаются в процесс ходьбы. Если же вы учите ребенка ходить в ботинках, то лучше выбирать легкие и с гибкой подошвой, чтобы они могли подстраиваться под движение.

Используйте диван

Если малыш уже стоит, используя опору, сделать первые шаги ему будет гораздо проще вместе с ней. Для этого отлично подойдет диван. Одной рукой он может держаться за мебель и аккуратно ступать. Вначале ему стоит предложить руку, как вторую опору, и медленно двигаться вместе с ним вдоль дивана. В качестве стимула на другой конец можно положить игрушку.

Не забывайте про улыбку

Чтобы ребенку было комфортно и спокойно, важно сопровождать процесс положительными эмоциями. Конечно, их сложно сдержать, когда малыш сделает первый шаг самостоятельно, но лучше весь процесс обучения давать ребенку обратную связь в виде поощрений, улыбок и ласковых слов. Не забывайте, что это служит большой мотивацией.

Что может помочь ребенку научиться ходить

Существуют популярные методы и вещи, которые помогают малышу сделать свои первые шаги. Не все они эффективны, но используются, при этом, часто. Перед тем, как приобретать какие-то приспособления, советуем изучить больше информации.

Ходунки

Их сделали для того, чтобы малыш, пока учится ходить, имел опору. Ходунки имеют 4 колеса и крепкий каркас, внутрь которого и помещается ребенок.

Казалось бы — удобно и практично, но на этот счет есть противоречивые мнения. Такое приспособление уменьшает желание ребенка учиться ходить самостоятельно. Иными словами, он может просто лениться: ведь и так ему удается ловко перемещаться по квартире. К тому же, ходунки не так безопасны, как может показаться. В них малыш в считанные секунды может оказаться возле края лестницы или, например, у клетки с животными (3).

— Всевозможные приспособления для хождения, такие как ходунки, ходунки-каталки, не стимулируют хождение. Это лишь возможность для родителей немного отдохнуть или заняться домашними делами, пока ребенок осваивает окружающее пространство, — добавляет Ирина Вострикова, кандидат медицинских наук, врач-педиатр клинико-диагностического центра МЕДСИ в Марьино. — Категорически противопоказано слишком долгое пребывание в ходунках: максимум 30-40 мин в день. Ходунки можно изредка использовать с возраста 7-8 месяцев, когда у ребенка уже достаточно окрепнет спина. Кроме того, ходунки могут перевернуться, поэтому использовать их можно только на безупречно ровной поверхности.

Детский манеж

Манеж используют для того, чтобы обезопасить малыша и предоставить определенное пространство для обучения ходьбе. В продаже можно найти варианты с прозрачными стенками, а также более устойчивые и крепкие конструкции, которые сложно перевернуть или сломать. Некоторые используют манеж и для дневного сна малыша.

Что касается обучению ходьбе, то манеж больше похож не на вспомогательное средство, а на то, что обезопасит ребенка. Если есть возможность, лучше пускать кроху на открытое пространство и следить за ним. Так он сразу будет привыкать к обстановке.

Читайте также:  Вредные и безвредные сахарозаменители. Полный обзор подсластителей

Прыгунки

Прыгунки стоит использовать уже в возрасте 10-12 месяцев. К этому времени и спина, и суставы, и связки ребенка становятся более крепкими. Если вы используете прыгунки раньше, то не стоит оставлять в них малыша более чем на 10 минут. Они могут помочь в совершенствовании моторики и увеличении двигательной активности: все это будет использоваться при ходьбе.

Комментарии врачей

— Новейшие исследования убедительно свидетельствуют о том, что мышечные и нейронные связи, отвечающие за умение ходить формируются у каждого ребенка в свой срок. Это не бег, где побеждает тот, кто финишировал первым, так что не стоит горевать, если ваш малыш отстал от «фаворита». Независимо от скорости финишную черту пересекают все, — говорит врач-педиатр Ирина Вострикова. — Для того, чтобы мозг научился отдавать четкие команды мышцам должна завершиться миелинизация нервных окончаний (4). Миелин — это белое жировое вещество, которое как оболочка покрывает нерв сверху, препятствуя электрическим сигналам выйти наружу и путаться друг с другом. Все нейроны становятся миелинизированными к 2 годам.

Физическая и «понятийная» готовность к ходьбе наступает в 10-17 месяцев. Такая «вилка» объясняется тем, что и мозг и тело некоторых детей требуют больше времени, чтобы совершить это чудо равновесия и координации. В преддверии этого прорыва дети в течение нескольких месяцев передвигаются от одной опоры к другой и лишь потом решаются отпустить руки и, шатаясь, делают первые шаги.

Ходить учатся даже слепорожденные — хотя они никому не подражают. Как только организм ребенка достигает определенной степени анатомического и физиологического развития, нервная система овладевает этим навыком. Ребенка побуждает к этому неодолимое стремление выйти за собственные пределы. Одним удается сделать это чуть раньше, чем другим, но спустя 5 лет никто не в силах будет определить, кто из детей пустился в путь первым.

— Ребенка не нужно учить ходить в привычном понятии этого слова. Для того, чтобы он пошел, должны созреть костная, мышечная, нервная системы и вестибулярный аппарат. Помимо этого должна окрепнуть и психика. Если преждевременно стимулировать походку, можно получить осложнение по той системе, которая не готова к ходьбе. А также искривление конечностей, мышечную дистонию, страх ребенка перед ходьбой (когда малыш начинает ходить, он неизменно падает и может отказаться ходить в дальнейшем), — отмечает Валерий Потапов, врач — травматолог-ортопед. — А вот помочь ребенку подготовиться не только можно, но и нужно. Начинать необходимо с самого раннего возраста. У младенца должны быть игрушки разного цвета, размера, плотности материала, разной фактуры. Нужно помнить, что ребенок все тянет в рот, поэтому игрушки должны быть из экологичных материалов. Когда малыш начинает переворачиваться и интересоваться окружающим миром, нельзя его в этом ограничивать. У него должно быть свободное пространство. Игрушки следует располагать как рядом с ребенком, так и чуть дальше, чем он может дотянуться.

Когда малыш начинает садиться и вставать, у него должны быть вертикальные опоры, по которым он мог бы встать с помощью рук. Со временем эти опоры нужно понемногу отодвигать друг от друга. В руки ему можно дать большую игрушку, чтобы он смог держать ее только двумя руками. Кроме того, не забываем и о физических упражнениях. Плавание, «малышковая» гимнастика, занятия на фитболе только приветствуются.

Пол в комнате ребенка не должен быть колючим, чтобы ребенку было приятно на него вставать, но не должен быть и скользким. Помните, что ни в коем случае не нужно заставлять ребенка что-то делать: ваш малыш должен захотеть это сам.

Что касается обуви, то лучший вариант — обойтись без нее. Стопа у малыша развивается не тогда, когда он ходит в обуви, а тогда, когда он ходит по неровной поверхности. Но это не всегда возможно, поэтому иногда приходится надевать ребенку ботинки. Идеальная обувь должна соответствовать следующим требованиям:

  • подошва должна быть гибкая (чтобы не мешать стопе функционировать), но в то же время она должна быть достаточно плотной, чтобы защитить нежную ножку ребенка от ранений стеклами, гвоздями, острыми растениями;
  • пяточка должна быть плотной, чтобы крепко фиксироваться на ножке, но не жесткой;
  • застежки должны надежно фиксировать обувь на ноге, но не сдавливать ее; желательно, чтобы малыш не мог сам расстегнуть их и снять обувь;
  • обувь должна быть «дышащей», чтобы ножки не потели;
  • лучше выбирать более мягкие и легкие варианты, чтобы они не натирали ребенку ноги и не перегружали их;
  • детская обувь должна быть экологичной и не вызывать аллергических реакций.

Популярные вопросы и ответы

О том, как научить ребенка правильно падать, как создать безопасную обстановку для первых шагов и какую обувь для этого выбрать, рассказала врач-педиатр, к.м.н. Ирина Вострикова.

Как сделать дом безопасным для ребенка, который научился ходить?

Даже если ваш малыш только делает первые шаги, не стоит недооценивать его способности моментально залезать туда, куда не следует. Поэтому нужно соблюдать основные правила по обеспечению его безопасности.

• Если ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер, лучше — специальный резиновый, чтобы он был прочно зафиксирован на полу.

• Постарайтесь убрать из детской все острые и травмоопасные предметы, убрать с пола все вещи, о которые ребенок может споткнуться. На острые углы мебели надеваются специальные силиконовые накладки.

• Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в большом и новом для маленького человека мире.

• Можно использовать специальный защитный шлем на голову. Он сделан из мягкой ткани, практически невесомый и позволяет избежать таких неприятных травм как ссадины, ушибы, микросотрясения.

• Не помешает приобрести блокираторы для межкомнатных дверей, которые не дадут малышу захлопнуть дверь и прищемить себе пальцы.

• Если вы проживаете в загородном доме, где есть лестница на второй этаж, установите защитные барьеры и ворота безопасности.

• Стоит закрыть розетки заглушками или установить специальные розетки с защитой от детей, которые открываются только при повороте вилки.

• Если ваш малыш научился залезать на диваны и кресла, значит, не за горами тот день, когда он сможет вскарабкаться и на подоконник. Лучше заранее побеспокоиться о его безопасности и установить либо ручки с замками, запирающимися на ключ, либо специальные блокираторы на створки окон.

Как научить ребенка правильно падать?

Некоторые родители стараются от всего спасти и оградить своего ребенка. Это инстинкт, нормальное явление. Но все таки не стоит постоянно держать за руку или одежду, «ловить» ребенка, когда он падает. Да, это позволит сохранить нервы мамам и папам, но не научит малыша самостоятельности, так как он будет знать, что его обязательно поддержат и не научится рассчитывать на свои силы. Лучше стоять рядом и страховать, чтобы он не наткнулся на опасный предмет.

Если ребенок упал, не нужно паники — так вы лишь напугаете малыша. Стоит понимать, что небольшой рост и вес младенцев уже предотвращают многие негативные последствия падений. Упал во время ходьбы — пусть попробует подняться самостоятельно.

Что может сделать родитель? Научить ребенка падать «правильно». Важно, чтобы при падении вперед малыш упирался на руки, а при падении назад — садился на попу. Для этого существуют специальные упражнения.

Какую обувь выбрать для первых шагов малыша?

Здесь мнения специалистов расходятся. Одни убеждены, что обувь нужна даже младенцам и не стоит ходить босиком, другие рекомендуют чаще ходить и бегать по полу без обуви и даже носочков до 2-3 лет. Кстати, голая стопа лучше фиксируется на полу — меньше риск упасть.

Но в любом случае, выбирая рано или поздно первую обувь для малыша, нужно учитывать, что стопы ребенка еще неокрепшие, чувствительны к деформациям, поэтому обувь должна быть подобрана правильно. Стоит обращать внимание на некоторые параметры.

Не покупайте младенцу обувь с большим запасом, но и впритык тоже не стоит. Лучший вариант: когда между задником и пяткой помещается палец (0,5-1 см). Примерять ботинки или сандалии лучше во второй половине дня, ближе к вечеру.

Если у ребенка широкая стопа, ему не подойдет узкая обувь, и наоборот. В первом случае ботинки будут натирать, а слишком широкая обувь для узкой стопы не позволяет правильно распределять нагрузки на мышцы. Оптимально приобрести обувь, которую можно самостоятельно регулировать по полноте с помощью шнуровок или липучек.

Первая обувь малыша должна хорошо фиксировать щиколотку. Подошва должна быть гнущейся и не скользящей; обязательно наличие небольшого каблучка, высотой до 1 см. Так у малыша будет правильно формироваться свод стопы, и он не будет при ходьбе заваливаться назад.

Мягкая подушечка, которая поддерживает свод стопы. Если мы говорим о здоровых детях, супинатор не должен быть слишком жестким и высоким. Носить ортопедические ботинки с жестким пластиковым супинатором или специальные корректирующие стельки можно лишь по назначению врача-ортопеда.

Обувь не должна быть слишком тяжелой, чтобы ноги малыша не испытывали перенагрузку.

Ещё не сидит, но уже ползает. Это нормально? Что нужно знать о моторике детей до года

Родители внимательно следят за каждым движением своего ребенка. Ему уже месяц, а он не держит голову. Нормально ли это? Садится только с четверенек. Так можно? А если не пошел до года — все плохо? Вместе с ортопедом Еленой Адулас мы составили гид по моторике детей до года. И выяснили, на что стоит обратить внимание родителям.

Читайте также:  Лимфодренажный массаж при лимфедеме

Моторный онтогенез: что это такое

Процесс последовательного перехода младенца из горизонтального положения в вертикальное называется моторным онтогенезом. Он длится весь первый год жизни ребенка.

В этот период в работу последовательно включаются антигравитационные мышцы — те, что расположены вдоль позвоночника и удерживают его. Эти мышцы должны стабилизировать центр тела, основную ось, на которой находятся голова, позвоночник, таз. На всех этапах развития ребенка ось должна сохранять свою стабильность.

Сначала развиваются глубокие осевые мышцы, а потом уже включаются периферические, отвечающие за слаженную работу рук и ног.

Держит и поворачивает голову: 1–1,5 месяца

Развитие до года проходит от головы к ногам. Не научившись держать голову, ребенок не сможет научиться сидеть. Обычно дети начинают хорошо удерживать держать голову в месяц-полтора. У некоторых это происходит раньше. Даже если новорожденного ребенка взять на руки, его глубокие мышцы шеи уже начнут работать. Лежа на спине или на животе, малыш сгибает голову и совершает ею небольшой «кивок», включая глубокие постуральные мышцы. Если голова совсем не держится, падает — это тревожный знак.

Обычно у ребенка до месяца голова повернута в одну сторону — в ту, куда была наклонена, когда он находился в утробе

В течение первого месяца он постепенно начинает поворачивать голову и где-то к месяцу должен уверенно поворачивать ее и вправо, и влево.

На что обратить внимание: если младенец смотрит только в одну сторону, это повод беспокоиться. Причиной может быть как ортопедическая проблема вроде врожденной мышечной кривошеи, так и привычка смотреть постоянно в одну сторону, потому что там находится источник света или именно с этой стороны подходят родители.

Лежит на боку и спине, поднимает вверх руки и ноги: к 3 месяцам

Раньше неврологи и массажные школы не обращали внимания на навык лежания на боку. Только в последнее время, с появлением специалистов по двигательному развитию и моторному онтогенезу, важность позы стала проясняться. Обычно дети лежат на спине, а потом сразу переворачиваются на живот, и период на боку проходит вскользь, хотя ребенку важно постепенно уменьшать площадь опоры. Из позиции «лежа на боку» здоровый ребенок поднимает голову и поворачивает лицо к поверхности кушетки, тем самым укрепляя мышцы шеи.

К трем месяцам дети демонстрируют первые результаты преодоления сил гравитации: они лежат на спине, поднимая ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах под углом 90 градусов, и тянутся руками вверх. Младенец может управлять конечностями, соединять руки перед глазами по средней линии и тянуть их в рот. Позу «лежа на спине с ногами вверх» дети в этот период жизни должны удерживать продолжительно, им должно быть комфортно в такой позиции.

Поворачивается на живот: 3–6 месяцев

У всех специалистов по моторному онтогенезу разные представления о том, когда ребенок должен впервые перевернуться на живот. Обычно указывают 5–6 месяцев, но сейчас дети делают это раньше. Многие осваивают этот навык в 4 и даже 3,5 месяца. Часто виной тому специалисты, которые активно стимулируют детей поворачиваться на живот. В итоге младенцы пропускают фазу позы «на боку», а она необходима для успешного освоения ползания и других двигательных навыков в будущем.

На что обратить внимание: часто взрослые некорректно помогают младенцу перевернуться. Берут ребенка за ногу, закидывают ее за другую и резко поворачивают. В результате формируется неправильный механизм переворота, через разгибание, а не сгибание головы. С помощью этих упражнений младенец не научится переворачиваться на живот правильно, естественным образом.

Учится наклонному сидению и ползает по-пластунски: 7–8 месяцев

Поза «амфибии», или «наклонное сидение» (ребенок сидит полубоком, опираясь на поверхность руками), очень важна для ребенка. Это промежуточная позиция: освоив ее, младенец сядет ровно, с прямым позвоночником. И из нее позже встанет на четвереньки. Примерно в этот же период дети захватывают ноги руками и тянут их в рот. Перед тем как встать на четвереньки, ребенок учится ползать по-пластунски. Он лежит на животе и поочередно двигает конечностями — и так передвигается. Ползание по-пластунски — это тоже промежуточный этап, который в норме не должен длиться дольше 2–3 месяцев.

На что обратить внимание: нехорошо, когда ребенок ползает асимметрично. Перемещается, двигая ногой и рукой только с одной стороны. Это говорит о том, что не все в двигательном развитии идет правильно.

Садится с прямой спиной и ползает на четвереньках: 8–9,5 месяца

Из позы «наклонное сидение» младенец переходит в позицию «на четвереньках». Некоторые начинают ползать в семь месяцев, но совершенно нормально, если это происходит чуть позже, к 8–9,5 месяца.

Ребенок обретает способность сидеть, когда к этому готовы антигравитационные мышцы тела. Важен не сам факт того, что он сидит, — нужно, чтобы он делал это правильно. Либо из положения «наклонное сидение», либо из позиции на четвереньках, через бочок.

На что обратить внимание: если ребенок поднимается вперед из положения на спине за счет шеи и пресса — сгибая голову и сокращая мышцы живота, — это неправильно. Это нарушение правильной биомеханики присаживания. Ребенок должен сидеть не на крестце, а именно на седалищных буграх. Спина при этом не должна округляться.

Поднимается с опорой: 9–11 месяцев

До того как пойти самостоятельно, дети сначала переходят в позицию опоры на колено, а затем встают, держась за опору. Из положения стоя младенец периодически приседает. Так он тренирует ноги.

На что обратить внимание: на начальных этапах вертикализации таз ребенка может быть нестабильным, особенно у детей, пропустивших период ползания или ползающих мало. В этом случае полезны специальные упражнения для укрепления глубоких мышц позвоночника. Например, на фитболе.

Ходит: 12–16 месяцев

Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев, некоторые — в год. Если ребенок начинает ходить до 16 месяцев, это считается нормой.

То, насколько быстро и успешно ребенок освоит ходьбу, зависит от предшествующих этапов развития и от общего тонуса организма. Некоторым детям нужно больше времени, чтобы мышцы окрепли. Ходьба зависит и от характера: робким, нерешительным детям бывает страшно передвигаться без руки родителя. Не стоит ускорять процесс: всему свое время.

Некоторые родители чуть ли не с 2–3 месяцев держат ребенка под мышки в вертикальном положении, пританцовывая и имитируя хождение. Это называется ранней вертикализацией, и современные ортопеды и неврологи выступают против таких процедур.

Слишком часто использовать ходунки и прыгунки тоже не очень полезно

На что обратить внимание: родителям важно на первых этапах ходьбы предоставить ребенку свободу передвижения. Не водить его за руки, не использовать специальные поддерживающие вожжи или толокар. Если делать так, ребенок начнет ходить за счет поверхностных, а не глубоких мышц. А для полноценной, здоровой ходьбы необходимо, чтобы в этом процессе были задействованы именно глубокие мышцы.

Нужны ли ребенку до года двигательные упражнения?

Этапы двигательного развития сменяют друг друга естественным образом, и в целом помогать природе, пытаясь ускорить эти процессы, не нужно. Однако, если родители видят некоторые нарушения или вовсе радикальные отклонения от нормы, нужно посоветоваться со специалистом. Возможно, вы сможете ему помочь с помощью гимнастики, правильных упражнений. Ориентируйтесь на ребенка, доверяйте его телу: оно само знает, когда пришла пора поползти, присесть и пойти.

В каком возрасте ребёнок начинает ходить?

Новорождённый младенец похож на маленькое чудо. Он может удивлять вас каждый день новым проявлением активности, умением или навыком по мере своего роста. Но самая незабываемое умение, которое большинство родителей ожидает после 6 месяцев, – это ходьба. Первые несколько шатких шагов, предпринятых ребёнком, означают начало совершенно новой фазы для младенцев.

В каком возрасте ребенок начинает ходить

Но необходимо помнить, что определённого возраста, во сколько дети начинают ходить, нет. Каждый ребёнок развивается в собственном темпе. Родителям следует помнить, что нужно наблюдать за некоторыми тревожными знаками и знать, как облегчить ходьбу у детей.

Прежде чем развить навыки и сделать первые шаги, младенцам необходимо пройти через ряд других этапов. Дорога к ходьбе начинается очень рано, ещё когда вы начинаете выкладывать кроху на живот. Это помогает укрепить мышцы и развить хороший контроль над движениями головы и шеи.

Время, проведённое на животе, позволит ребёнку научиться переворачиваться, а затем и сидеть самостоятельно. Затем большинство младенцев начинают ползать, потом вытягиваются до стоячего положения, за которым следует первый самостоятельный шаг.

Ходьба — это жизненный навык и, как и любая другая способность, требует тренировки через упражнения и игры, инициированные родителями.

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Первый год жизни — это разработка и тонкая настройка моторных и сенсорных навыков. Дети развивают базовые чувства в первые несколько месяцев, а затем выстраивают двигательную и мышечную силу с помощью простых действий, таких как сидение, ползание и переворачивание.

У большинства детей появляются некоторые признаки ходьбы с поддержкой в 9 — 12 месяцев, после чего они просто улучшают свой моторный контроль и силу.

Тем не менее этот возрастной диапазон не является абсолютным, и некоторые нормально развивающиеся дети могут сделать первый шаг в более позднем возрасте (например, до 16 — 17 месяцев).

Как ребёнок учится ходить?

Младенец будет проходить определённые стадии развития. Обучение ходьбе включает в себя гораздо большее, чем работа ног.

Как ребенок учиться ходить

  • от рождения до 2 месяцев. Имеется шагательный рефлекс. Когда вы удерживаете ребёнка в стоячем положении на жёсткой поверхности, он будет двигать ногами так, как будто ходит. Рефлекс исчезает примерно через 2 месяца;
  • от 3 до 4 месяцев. Малыш делает мини-отжимания. Ребёнок, лёжа на животе, поднимает голову и грудь от поверхности, используя для поддержки руки. Мини-отжимания укрепляют мускулы верхней части тела, важные для последующей ходьбы;
  • 5 месяцев. При удерживании в стоячем положении кроха подпрыгивает вверх и вниз. Это движение помогает наращивать силу ног;
  • от 6 до 9 месяцев. Учится сидеть. Сидение без поддержки требует крепкие мышцы шеи, контроль головы, баланса и координации — все важнейшие навыки для ходьбы. Многие младенцы также учатся ползать в возрасте от 7 до 10 месяцев, хотя некоторые вообще пропускают эту ступень и переходят сразу к ходьбе. Может стоять, держась за что-то. Вскоре ребёнок будет путешествовать — с помощью скользящих шагов, держась за всё, что находится поблизости;
  • от 9 до 12 месяцев. Поднимается до стоячего положения при помощи устойчивого предмета, дивана или стола. Понимает, как делать глубокие сгибы колена, чтобы сесть из положения стоя. Может стоять без поддержки несколько секунд и, возможно, сможет ходить, держась за руки;
  • от 12 до 15 месяцев. Ребёнок делает первые шаги, хотя и неловко. Протянутые руки его «франкенштейновской» ходьбы действительно помогают сохранить равновесие. Скоро малыш научится опускаться и вставать снова;
  • от 16 до 18 месяцев. С помощью малыш может ходить вверх и вниз по лестнице. Возможно, он даже сможет вернуться назад. Танцует под музыку;
  • от 19 до 24 месяцев. Может увеличить свою скорость до бега. Ко второму дню рождения ребёнок может пнуть мяч, встать на цыпочки, нести что-то в руках во время ходьбы и прыгать с низкой ступеньки на пол.
Читайте также:  Демеркуризация ртути

Есть несколько вещей, которые влияют на то, во сколько начинают ходить дети самостоятельно. Генетика среди них обычно является одной из доминирующих.

Но, несмотря на основную роль генетики, родители также могут играть большую роль в том, чтобы ребёнок начал ходить пораньше.

Регулярная практика и поощрение родителей являются ключом к тому, чтобы ребёнок плавно приобретал навыки ходьбы.

Как помочь ребёнку научиться ходить?

Побуждайте ребёнка ползать и стоять. Дети начинают ходить только после того, как они научатся стоять. Но до этого они учатся ползать. Ползание — первое самостоятельное движение младенца, оно закладывает основу для стояния и ходьбы.

Поощряйте ползать, поскольку это укрепляет мышцы ребёнка. Вы можете играть в игры, которые тренируют мышцы нижней части спины и ног.

Как помочь ребенку научиться ходить

  • поднимите ребёнка на ноги. Как только малышу исполнится шесть месяцев, каждый день в течение нескольких минут проводите время держа ребёнка на ногах.Это поможет крохе привыкнуть стоять. Он научится удерживать массу тела на обеих подошвах. Масса тела, перенесённая на колени, укрепляет суставы и стимулирует рост мышц ног;
  • расставьте предметы, которые помогают стоять. Есть несколько вспомогательных игрушек, специально предназначенных для того, чтобы удерживать массу тела ребёнка, когда он стоит.Купите подобную для своего малыша и поставьте игрушку рядом, когда он играет. Кроха ухватится за неё, чтобы помочь себе подняться из положения стоя;
  • облегчите ходьбу на начальном этапе. Когда ребёнок начинает ходить, но ещё не уверен в своих силах, разместите предметы поддержки вокруг, чтобы он держался. Следуйте за малышом, когда он путешествует, но пусть он движется сам.

Пусть кроха ходит без посторонней помощи. Когда ребёнок начинает ходить без поддержки, не волнуйтесь и не спешите его подхватывать. Вместо этого положите руки близко, как защитник, пока он медленно переставляет ноги. Ребёнок должен научиться удерживать массу тела на своих ногах. В работе участвуют не только мышцы, но и работа мозга и внутреннего уха, которые помогают поддерживать равновесие.

Занятия и упражнения, которые помогут ребёнку быстрее научиться ходить

Тренировка посредством игр — хороший способ практиковать ходьбу. Ниже приведены некоторые простые действия, которые помогут ребёнку сделать первый шаг.

1. Достать игрушку.

Возраст для игры: шесть месяцев и старше.

Упражнение: поставьте ребёнка на мягкую поверхность, придерживая его. Попросите другого человека (папу, старшего ребёнка, бабушку, подругу) подержать любимую игрушку малыша немного выше уровня глаз так, чтобы кроха поднял голову. Предложите ребёнку попрыгать на ножках, а ваш «партнер» пусть подсказывает малышу, как ухватить игрушку.

Преимущества: укрепляет суставы и мышцы для поддержания массы тела.

2. Детский танец.

Возраст для игры: восемь месяцев и старше.

Упражнение: включите музыку, желательно которую любит ваш ребёнок, и помогите ему встать на мягкую поверхность, например, на матрац. Держите руки крохи, чтобы помогать ему перемещаться в танце. И, поскольку ручки у малыша будут заняты, ноги должны нести всю массу тела в одиночку. Движения туловища изменят центр тяжести, и ребёнок научится сохранять баланс.

Преимущества: помогает ребёнку научиться удерживать равновесие, укрепляет мышцы ног.

3. Развлечения с пузырчатой упаковкой.

Возраст игры: от 11 месяцев.

Упражнение: положите большой слой пузырчатой обертки на пол. Поставьте на неё ребёнка и дайте ему ухватиться за какой-либо предмет для поддержки. Малыш испытает под ногами странное ощущение лопающих пузырей.

Хлопание и щекотание надолго займут ребёнка.

Преимущества: тренировка выполнения шагов в подготовке к полноценной ходьбе.

4. Прогуляйтесь вместе.

Возраст игры: от 12 месяцев.

Упражнение: пойдите в парк или на пляж всей семьёй. Шагайте с ребёнком, держа его за руки с разных сторон. Когда вы почувствуете, что он пытается вырвать свою руку из вашей, отпустите, но продолжайте идти позади. Именно в спонтанные моменты, подобные этим, вы понимаете, что ребёнок стал ходить самостоятельно.

Преимущества: практика ходьбы, укрепление семейных уз.

Подобные мероприятия помогают ребёнку ходить. Но также важно, чтобы родители принимали меры предосторожности.

Меры предосторожности, когда ребёнок гуляет

Меры предосторожности, когда ребенок гуляет

  • не оставляйте кроху без присмотра.

Никогда не оставляйте ребёнка одного, даже если ему 18 месяцев и он может ходить самостоятельно, так как не исключены травмы. Если вы практикуете навыки ходьбы на улице, будьте бдительны. Даже дома ребёнок может случайно опрокинуться, поэтому всегда следите за ним;

  • начните обучение на мягкой поверхности.

Начинайте первые упражнения на нетвёрдых поверхностях, таких как коврик или матрац. Это уменьшает нагрузку на чувствительные ноги и суставы ребёнка, смягчает падение. По мере того как малыш будет улучшать навыки удержания собственной массы тела, вы сможете переходить на более твёрдые поверхности;

Многие педиатры решительно негативно относятся к использованию детских ходунков, так как они могут препятствовать правильному развитию мышц верхней части ноги ребёнка. И поскольку ходунки помогают малышу достигнуть опасных предметов или химикатов, к которым кроха обычно не может добраться, они становятся небезопасным предметом;

  • позвольте ребёнку ходить босиком в помещении, но на открытом воздухе используйте обувь.

Пусть ребёнок, находясь в помещении, ходит босиком, так как это даёт ощущение текстуры пола.

Хотя хождение босиком лучше, это не значит, что обувь не имеет преимуществ. Эксперты рекомендуют защищать ноги ребёнка ботинками, когда вы выходите на улицу. Правильно обутый малыш – необходимое условие для формирования стопы.

Обувь для ребёнка, начинающего ходить, должна быть гибкой, лёгкой, и иметь мягкую лёгкую внутреннюю подкладку. Снаружи оно должна быть оснащена противоскользящей подошвой, чтобы уменьшить скольжение и вероятность падения;

  • не давите на ребёнка, чтобы он начал быстрее ходить, пусть это приходит естественным образом.

Ходьба — это этап развития, которого ребёнок достигает, когда наступит подходящее время. Малыш проявит естественную склонность к ходьбе, демонстрируя признаки интереса. И именно тогда вы можете начать обучение.

Очень важно, чтобы малыш исследовал дом. Крайне важно, чтобы родители убрали все опасные предметы, разбросанные по полу. Спрячьте провода и прикройте острые края мебели. Более безопасный дом приносит больше свободы для ребёнка и даст возможность проявлять навыки ходьбы.

Почему ребёнок не начинает ходить?

Бывают случаи, когда у ребёнка отсроченное достижение в ходьбе.

Медицинские эксперты утверждают, что если ребёнок младше 18 месяцев ещё не начал ходить, не следует беспокоиться и преждевременно волноваться. Малыш сможет легко догнать своих сверстников позже.

Вот некоторые основные моменты, из-за которых малыш может пойти позже обычного:

Почему ребенок не начинает ходить

  • преждевременно рождённые дети могут учиться ходить позже.

Дети, рождённые в срок, могут сделать свои первые шаги самостоятельно в возрасте 12 месяцев. Однако недоношенные дети в большинстве случаев начнут делать это в более позднем возрасте — месяцев в 15. У таких младенцев бывает замедленный общий рост. И это для них вариант нормы. Регулярный осмотр врачом гарантирует, что недоношенный малыш достигнет всех этапов развития, даже если где-то задержится;

  • ранние неонатальные инфекции иногда приводят к задержке развития.

Инфекционные болезни в раннем детстве могут привести к отсутствию какого-либо этапа развития или к его запаздыванию.

Например, болезнь лёгких, называемая бронхолёгочной дисплазией, может влиять на положение тела крохи, что впоследствии вносит коррективы в физические действия, такие как сидение и ходьба. Необходимо, чтобы педиатр проверял ребёнка после каждого приступа тяжёлой болезни для своевременной диагностики любой задержки развития;

  • некоторые генетические нарушения могут замедлять хождение.

Генетические расстройства, такие как аутизм, церебральный паралич и синдром Дауна, могут задержать появление физических навыков, таких как ходьба. Регулярно обследуйте ребёнка по этим проблемам.

Тревожные сигналы в развитии

  1. К шести месяцам: ребёнок не поддерживает частично массу тела на ногах и не пытается приседать-подскакивать.
  2. К девяти месяцам: малыш не может стоять с поддержкой и не в состоянии подтянуть себя до положения стоя.
  3. К двенадцати месяцам: не делает шаги с поддержкой.
  4. К восемнадцати месяцам: не идёт без поддержки объекта или родителя, держащего его.

Когда малыш проявляет любой из этих симптомов, сохраняйте спокойствие. Просто отведите ребёнка к врачу. Желательно поговорить с педиатром о предполагаемых причинах. Возможно, малышу нужно ещё немного времени.

Пока ребёнок двигается в положительном направлении на других этапах развития, он, вероятно, просто не торопится с приобретением навыка ходьбы. Наслаждайтесь этим сейчас, потому что когда наступит время и ваш малыш пойдёт самостоятельно, вы будете с ностальгией вспоминать те дни, когда не бегали за ним 24 часа 7 дней в неделю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.