Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

периоды жизни человека

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды

возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели — 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

периоды жизни человека по пифагору и их преимущества

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

периоды жизни человека по пифагору

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

возрастные периоды жизни человека

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

периоды жизни человека особенности

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

важнейшие периоды жизни человека

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

основные периоды жизни человека

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Жизненные циклы человека: определение, понятие, разделение на этапы, периоды развития и спада и правила расчета

Каждый из периодов жизни человека называется возрастом или циклом развития. Наступление определенного цикла сопровождается рядом изменений и физиологического, и психологического характера. Такие периоды являются достаточно длительными, и на каждом из них перед человеком стоят различные важные задачи.

жизненные этапы

Особенности выделения возрастных этапов

Выделение жизненных циклов человека претерпевало преобразования с течением времени. Оно является культурно-зависимым, так как напрямую определяется тем подходом, который существует по отношению к установлению определенных возрастных рамок в той или иной социальной среде. Например, И. С. Кон подчеркивал, что для того, чтобы разобраться в определении категории возраста, прежде всего следует уметь разграничивать основные системы отсчета, в которых описывается отдельно взятый цикл. Вне связи с такими системами отсчета выделение жизненных циклов человека не имеет смысла.

Системы отсчета жизненных циклов Кона

Первой из таких систем является индивидуальное развитие, иначе называемое онтогенезом. Данная система отсчета позволяет задавать определенные единицы деления – например, стадии развития индивида, возраст жизни. Она концентрируется на возрастных свойствах определенного жизненного смысла человека.

Вторая система отсчета представляет собой все те процессы, которые непосредственно связаны с возрастом. Она позволяет задать такие единицы деления, как возрастные группы или поколения. Одно из основных задаваемых ею направлений являются групповые различия.

Третьей системой отсчета являются определенные представления о возрасте в социальной среде, культуре. Взгляды на возрастные изменения различаются от одного общества к другому и могут восприниматься отдельными экономико-социальными и этническими группами по-разному.

Читайте также:  Эхокардиография Эхо-КГ

Младенчество

Первый жизненный цикл человека носит название младенчества. Это совершенно особая пора для ребенка. Социальная ситуация на данном этапе состоит из двух моментов. Первый из них заключается в том, что младенец является совершенно беспомощным созданием. Он не может без помощи взрослого удовлетворить даже простейшие биологические потребности. Жизнь его целиком зависит от того взрослого, который отвечает за уход за ним. Именно взрослый – чаще всего мать – заботится о питании, передвижении в пространстве и даже переворачивании с боку на бок. Подобная опосредованность позволяет считать, что в течение данного жизненного цикла человек является полностью социальным существом – его отношение к окружающему миру изначально является социальным.

улыбка младенца

Как общается младенец

Но даже будучи вплетенным в социальную систему, младенец лишен главного инструмента общения – речи. Вся организация жизни ребенка принуждает его максимально общаться со взрослым, и притом бессловесным образом. Между максимальной вовлеченностью в социум и минимальными возможностями общения и закладывается база для всего дальнейшего развития. Начало такого жизненного цикла человека, как младенчество, по времени совпадает с завершением кризиса новорожденности. Здесь поворотный пункт находится между вторым и третьим месяцами. В психологии имеется термин «комплекс оживления», который включает в себя три основных компонента – это улыбка, различные вокализации и комплекс двигательных реакций.

В течение последующих месяцев происходит дальнейшее развитие крупной и мелкой моторики. Начиная с 9 месяцев ребенок начинает ползать на четвереньках, удерживая туловище в горизонтальном положении.

Если на данном этапе жизненного цикла человека младенец будет лишен общения либо ограничен в общении со взрослыми, у него развивается глубокая психическая отсталость, проявляющаяся в позднем развитии движений, особенностях ходьбы. Резко отстает умственное развитие. В науке этот феномен получил название госпитализма.

Раннее детство

Данный этап жизненного цикла человека охватывает диапазон от 1 до 3 лет. В этот период социальная ситуация развития меняется. Ребенок проявляет все больше самостоятельности и начинает пользоваться общением со взрослым в качестве способа познания предметного мира. Ситуация неразрывного единства матери и ребенка (по Выготскому, «Мы») постепенно разрушается.

маленький ребенок

Социальная ситуация на данном этапе – это ситуация партнерской деятельности ребенка и взрослого. Главные достижения во время этого жизненного цикла жизни человека таковы:

  • овладение своими движениями, телом;
  • освоение речи;
  • развитие навыков взаимодействия с предметами.

Постепенно ребенок переходит от совместного исполнения определенных манипуляций с предметами к самостоятельному. А внутри деятельности с предметами зарождаются новые виды. Это игра и продуктивная деятельность.

маленькая девочка

Дошкольный возраст

Следующая стадия жизненного цикла человека продолжается от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе закладывается тот фундамент, на котором будет в дальнейшем выстраиваться личность человека. В дошкольном возрасте интенсивно развивается психика, память, особенности мышления. Начинает формироваться самооценка.

Ребенок становится более самостоятельным, вступая в этот жизненный цикл развития человека. Психология детально изучила этот этап, и одной из выявленных исследователями особенностей является постоянное произнесение двух фраз. Это «Почему?» и «Я сам». Родителям в это время необходимо запастись терпением, ведь ребенок начинает осваивать окружающий мир.

Память у ребенка в этом возрасте непроизвольная. Он намного лучше запоминает ту информацию, которая вызывает у него эмоциональные переживания. Например, ребенок лучше запомнит яркий рекламный ролик, нежели скучные и монотонные наставления родителя – такова особенность психики на данном жизненном цикле человека. Психология ребенка неразрывно связана в это время с развитием мышления. Если в возрасте 3-4 лет он сначала делает что-либо, а затем думает, то к 5 годам происходит наоборот.

Школьный возраст

Данный этап характеризуется продолжением физического и психического развития. В это время интенсивно развивается мышечная система, быстрее происходит рост, стремительно меняются пропорции тела и формируются вторичные половые признаки.

В младшем школьном возрасте природа делает акцент на развитии мышечной системы, увеличении роста и преобразовании телесных пропорций. В период старшего школьного возраста у девочек (приблизительно с 10-12 лет) и у мальчиков (с 12-14 лет) начинается пубертатный период. Таким образом, эти жизненные циклы развития человека наслаиваются друг на друга. На средний и старший школьный возраст одновременно приходится период полового созревания.

Подростковый возраст

Следующий этап является переходным между детством и взрослой жизнью. Подростковый возраст длится между 13 и 19 годами. Но изменения в психике и организме могут начаться значительно раньше – в возрасте 9-12 лет.

группа подростков

Наиболее чувствительным является возраст 11-13 лет. В это время подростки нередко стыдятся сами себя, совершают нелепые движения, от смущения закрывают лицо волосами и стараются всячески скрыть свою застенчивость.

В этом возрасте подросток нередко дезориентирован. Он впервые ставит перед собой вопросы независимости, становления личности. Подростки нередко сталкиваются с трудностями в школе, стоят перед серьезным выбором в вопросах алкоголя, наркотиков или здорового образа жизни. Огромная значимость придается романтическим увлечениям и участию в подростковых сообществах.

Юность

За подростковым возрастом следует юношеский, который длится до 23 лет. На этот возраст также приходится немало критических событий социального характера. Молодой человек получает паспорт, наступает уголовная ответственность, возникает возможность заключения брака. В данном возрасте перед ним стоит задача выбора профессии. Многие юноши и девушки в это время начинают трудовую деятельность. Происходит расширение временных рамок. Главным измерением становится будущее. Человек определяет свой жизненный путь.

Молодость

Данный период охватывает время завершения юности и длится приблизительно до 30 лет. В этой время человек начинает утверждаться во взрослой жизни, в профессии. Один из важнейших моментов в это время – выбор спутника жизни и заключение брака. Обычно на данном этапе организм женщины более всего готов к рождению ребенка, поэтому во многих семьях начинают появляться дети.

Создание семьи крайне важно для развития личности. Во многом от того, каким образом складывается семейная жизнь, зависит и уровень общего развития человека – его духовный рост, развитие в профессии. Неудачный брак нередко тормозит профессиональное развитие, негативным образом сказывается на взаимоотношениях с противоположным полом.

разные профессии

Зрелость

Полный жизненный цикл человека включает в себя и период зрелости. В это время развитие приобретает новый вектор: теперь оно в большей степени обусловлено не физическими изменениями, а умственным совершенствованием. Человек в этом возрасте способен приспосабливаться к новым условиям, позитивным образом разрешать имеющиеся в его жизни трудности и противоречия. Многие успешно преодолевают психологическую зависимость от других людей, обретают способность брать на себя ответственность во многих жизненных сферах.

Развиваются позитивные черты характера – твердость, надежность, умение сострадать. В Древней Греции данный возраст назывался «акме», что означает «вершина». Называется акмеологией и наука, изучающая зрелый возраст. Данная дисциплина относится к возрастной психологии. Полный жизненный цикл развития человека состоит из разных этапов, но именно в этом возрасте человек обретает истинную зрелость. Добродетелью каждого психологически зрелого человека является «работа и забота». Если же личность не желает трудиться, или же успокаивается в отношении какой-либо жизненной сферы, то наступает деградация.

пожилые люди

Преклонный возраст

Начинается приблизительно с 61 года. Главная задача человека заключается в том, чтобы достичь полноты своего «Я», уверенности в смысле своего существования. Если основные задачи на предыдущих возрастных этапах не были разрешены, то старость может сопровождаться ощущением разочарования и страхом перед смертью.

Социальная ситуация личностного развития связана с отходом от активного участия в жизни социума – уходом на пенсию. Постепенно происходит удаление пожилого человека от общества, спад коммуникативной функции и сосредоточение на своем внутреннем мире.

Жизненные циклы человека по дате рождения

Встретить понятие жизненных циклов можно не только в психологии, но и в нумерологии. Данная сфера не является научной, хотя и привлекательная для многих. В нумерологии выделяется три основных периода:

Основные этапы жизни человека: их цели и задачи

От момента рождения до завершения жизни обычный человек проходит 8 этапов развития. От того, насколько правильным было развитие личности на каждом из уровней, зависит ощущение полноты жизни, чувство уверенности и удовлетворения пройденным путем.

Этапы человеческой жизни

Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.

1. Первый год жизни (младенчество)

Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.

Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.

Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.

Читайте также:  Калорийность рациона зачем нужны белки и жиры

2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)

Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.

Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.

3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)

Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.

Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.

Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.

4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)

Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.

Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.

5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)

Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.

Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.

6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)

Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!

Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.

7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)

Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.

8. Зрелость

Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.

На какие этапы делится жизнь человека? Ведущая деятельность на каждом этапе

Из всех объектов, изучаемых наукой, наиболее загадочным является сам человек. Сумев достичь довольно высокого уровня в таких областях познания, как физика, астрономия и биология, люди, тем не менее, очень мало знают о самих себе и о том, каковы особенности человеческой жизни. Определенно одно – она делится на этапы, которых не избежать ни одному человеческому существу.

на какие этапы делится жизнь человека

Классификация жизненных ступеней от рождения до юношества

То, на какие этапы делится жизнь человека, было рассмотрено еще физиологами Советского Союза. Ученые создали группировку возрастов, которая охватывает практически всю жизнь. Эта группировка актуальна и сейчас. Периодом новорожденности считается период от рождения до 10 дней. Следующий этап – грудной, в него входит период от 10 дней до 1 года. Далее следует ступень раннего детства, охватываемая периодом от года до трех. Первое детство – от 4 до 7 лет. Далее следует второе – 8-12 лет. Подростковым возрастом считается возраст с 13 до 16 лет; юношеским – с 17 до 21 года.

На какие этапы делится жизнь человека от зрелого возраста до долгожителей

Далее следует зрелый возраст. Для мужчин первый период этого возраста составляет от 22 до 35 лет, а для женщин – с 21 до 35 лет. Далее следует второй период зрелого возраста. Он охватывает следующие временные промежутки: для мужчин – 36-60 лет; для женщин – 36-55 лет. Пожилой возраст – это 61-74 года для мужчин и 56-74 года для женщин. Затем следует ступень старческого возраста – 75-90 лет как для мужчин, так и для женщин. Долгожителями считаются все, кто старше 90 лет.

Детский возраст и школьники

На какие этапы делится жизнь человека в детстве? Большинство психологов этот период разбивали на дополнительные ступени. Например, Л.С. Выготским в его классификацию было положено распределение этапов в соответствии с ведущей деятельностью ребенка. Такая деятельность должна иметь для него определенный смысл. Например, в три года дети начинают играть. Для них окружающие предметы обретают смысл в игровом контексте. Таким образом, в этом возрасте игра занимает место ведущей деятельности.

Ведущая деятельность является одним из важнейших показателей для каждого возраста, не только для детства. Остальные виды деятельности при этом никуда не исчезают, они лишь начинают играть меньшую роль в развитии индивида. Необходимо отметить, что игра доступна для детей не во всех обществах. Если исторические события складываются так, что детям приходится работать наравне со взрослыми, то игра в их поведении отсутствует. Дети в своих играх отображают недоступную пока что для них взрослую жизнь.

Особенности восприятия мира детьми

Детство – это совершенно особенное время в жизни человека. Восприятие мира в этом возрасте очень отличается от того, каковым его видят повзрослевшие. Это нужно учитывать во взаимоотношениях с детьми. Например, в Англии произошел интересный, но немного печальный случай. Одна из учительниц младших классов была уволена за то, что рассказала шестилетним детям страшную правду: Санта-Клауса не существует. Целый класс пришел домой в слезах, и это толкнуло родителей на то, чтобы написать жалобу на неосмотрительную преподавательницу.

Читайте также:  Про амарант что это такое и как его едят полезные свойства и применение в кулинарии

То, на какие этапы делится жизнь человека, особенно отчетливо видно в младших возрастах. Например, когда ребенок переступает порог раннего детства и становится школьником, место ведущей деятельности сразу занимает обучение. Но здесь главную роль играет не только школьное обучение. Обучение в школе и учение как таковое при этом совпадают не всегда. Ведущая деятельность, включая учение, – это занятие, которым ребенку хочется заниматься, он делает это ради самой деятельности.

на какие этапы делится жизнь человека обществознание

Особенности подросткового возраста и юности

На какие этапы делится жизнь человека? Обществознание и психология – две основные дисциплины, которые рассматривают этот вопрос. В соответствии с ними следующим этапом человеческой жизни является подростковый возраст. Его критерием также является ведущая деятельность – в данном случае это общение со сверстниками. На следующем этапе развития – юности – ведущая деятельность представлена профессиональным самоопределением. У молодых людей начинает проявляться интерес к той или иной области человеческого знания.

на какие этапы делится жизнь человека ответ

Зрелость и старость

На какие этапы делится жизнь человека? Ответ лежит в плоскости знаний о том, какой вид деятельности занимает для человека первое место в тот или иной промежуток жизненного пути. Переступая порог взрослости, человек находит для себя новую ведущую деятельность – это труд. Период зрелости, или взрослости, характеризуется самореализацией, раскрытием себя в профессиональной деятельности. В преклонном, или пожилом, возрасте ведущая деятельность может быть направлена как на физиологическое выживание, так и на сохранение собственной личности. Немаловажную роль при этом играет передача жизненного опыта младшим поколениям.

Плюсы зрелости

Несмотря на общепринятое мнение о том, что старость – самый тяжелый жизненный отрезок, это не совсем так. Учеными было проведено исследование, в результате они выяснили: самыми несчастными люди могут себя ощущать в промежутке между 30 и 40 годами. А пик ощущения субъективного счастья приходится на цифру 60. Такая удовлетворенность жизнью часто зависит от тех людей, которые окружают человека пожилого возраста. Большую радость нередко приносит общение с внуками или правнуками.

Кроме того, исследователи выяснили и другие плюсы зрелого и преклонного возраста. Людям на этих жизненных этапах становится все легче управлять своими внутренними переживаниями. А также они могут принимать гораздо более рациональные решения в финансовой сфере.

Еще одним из существенных плюсов преклонного возраста является большое количество свободного времени. Наконец-то, его можно потратить на любимые хобби.

На какие этапы делится жизнь человека

Главная страница » Статьи » Возрастные этапы жизни человека

Возрастные этапы жизни человека

  • Запись опубликована:
  • Post category: Жизненная энергия / Статьи

Возрастные этапы жизни

Рождаясь, человек проходит все возрастные этапы жизни: этапы развития и угасания.

По большому счету, до рождения — это тоже этап жизни, который, как правило, мы не помним, но наше тело запоминает на уровне химии.

И каждый этап жизни имеет свои особенности и преимущества.

Возрастные этапы жизни
Грудной период в основном, ребенок спит и ест.
Раннее детство от года до трех лет.
Детство дошкольное от трех до шести лет,
Детство в школе от шести до двенадцати лет
Юность от двенадцати до восемнадцати лет
Период расцвета или молодость от девятнадцати до тридцати лет
Зрелость от тридцати до семидесяти лет
Старость от семидесяти лет

Чем отличаются разные возрастные этапы жизни

Глупо напоминать, что то, что актуально в 6 лет, неинтересно уже в 10. Также то, что интересно в 30, уже не актуально в 40 и так далее.

Естественно, в момент перехода от одного периода к другому, человек чувствует изменения в своем поведении, в теле, в своих ценностях и приоритетах.

Каждый переходный период для нас — это стресс.

  • Мы меняем отношение к самим себе.
  • К окружающему миру.

Это заставляет нас идти на некоторые жертвы в виде изменения привычек и личных устоев.

В периоды перехода из одного состояния в другое мы, как правило, расстаемся с иллюзиями предыдущего этапа.
Нам кажется, что предыдущий этап был неудовлетворительным.

И есть такое наблюдение, что ребенок и подросток стремятся быть старше, а в период тридцати-сорока лет мы хотим быть моложе. Это одна из тех причин, которые заставляют нас ускорить или, наоборот, замедлить наши возрастные изменения.

Возрастные этапы жизни

В середине жизни в период между 35 и 45 годами происходят наиболее трудные изменения. То, что принято называть кризисом среднего возраста.

Позже человек проходит еще пару таких кризисов, связанных с гормональными и телесными изменениями.

  • Что тоже отражается на психике.
  • Это происходит примерно в 55 и в 75.

Первый год жизни

Период первого года жизни сопровождается, в основном наблюдением и реактивными реакциями на питание и визуальные или аудиальные раздражители.

  • В этом возрасте ребенок начинает пытаться управлять своим телом.
  • Ближе к году появляется неуемное любопытство.

Раннее детство

В период раннего детства с 1 до 3 лет ребенок познает окружающий мир — происходит бурное развитие .

  • Тело быстро развивается.
  • Развивается речевой аппарат.

Детство дошкольное и детство в школе

С 3 до 6 лет у ребенка начинает формироваться идентичность и свое я.

С 4-5 лет и в школе происходит наиболее яркий этап развития и познания мира. Приобретаются новые социальные навыки.

  • Появляется момент принадлежности к группе.
  • Ребенок быстро осваивает навыки общения среди своих ровесников.

В это время ярко выражено подражание, притом всем и вся.
Подражание позволяет приобрести первые навыки воздействия на окружающий мир.

Юность

Юность начинается с 12-13 лет, а у девочек немного раньше. Этот период сопровождается гормональными изменениями.

  • Мальчик превращается в юношу.
  • А девочка в девушку.

Первая влюбленность и первые отношения с противоположным полом.

  • Новые переживания.
  • Яркие эмоции.
  • Новые ценности.

В этом возрасте появляется первый опыт “взрослых” переживаний. И в это время начинает формироваться новая самоидентичность. Появляется своя точка зрения.

Период расцвета или молодость

После 19-20 лет начинается наиболее яркий период жизни.

  • Появляются планы на жизнь.
  • Человек начинает определятся с выбором своей профессии.
  • Иногда это происходит немного раньше. Много проб и ошибок.

Формируется набор взглядов, навыков. Ценности и ориентиры которые возникают на этом этапе будут определять следующие 15-20 лет.

Зрелость

Ближе к 30 появляется зрелость. У человека уже есть устойчивое мнение о себе и мире.

  • Он знает, на что способен и умеет достигать свои цели.
  • Обычно после 30 происходит взлет карьеры.

Ближе к 40 годам происходит сильное системное изменение, которое часто переживается очень остро и болезненно.

  • Человеку кажется что молодость уходит, а впереди только старость.
  • Всеми силами он пытается удержать молодость.
  • Часто это сопровождается сменой партнера .

Появляется стремление доказывать, что “Я еще могу”. В связи с гормональными изменениями происходят и психические изменения. Происходит переоценка ценностей .

Кризисы переходных периодов

Обычно период кризиса среднего возраста длится около 10 лет. И человек всегда не готов.

Спустя несколько лет он начинает понимать, что именно с ним происходит. Около четверти людей переживают этот этап очень бурно и болезненно.

Смена ценностей и ориентиров провоцирует частые эмоциональные перепады. Человек то в эйфории , то в апатии. Появляется иллюзия, что все понятно и известно. И что дальше только то же самое и старость.

Если же человек находит новые драйверы для получения удовлетворения, а также поддерживает себя в тонусе, он еще продолжительное время находится в активной фазе жизни.

В период 45-50 (у всех по разному) этап перехода во вторую фазу зрелости завершается. Обычно появляется интерес к новой профессии или к какому-то роду деятельности и это становится смыслом жизни.

Этот период длится до 65-70 лет.

Обычно, переход от зрелости к старости также сопровождается кризисом.

Человек понимает и осознает свое положение и проходит несколько фаз отношения к смерти.

  • Отрицание сменяется гневом и чувством несправедливости.
  • Болезни отдаляют от общения и социума.
  • Далее происходит принятие того, что смерть неизбежна. Это тоже сопровождается стрессом.

В это время все большую роль играет физическая нагрузка и хобби. Именно момент поддержания физической формы и интереса к жизни сохраняет смысл жизни. Обычно, если в этом возрасте люди чем-то увлечены, это продлевает их годы жизни.

Активное долголетие

Долголетие это не феномен, а образ жизни и активности.

Чтобы замедлить процесс умирания мозга, потому что отмирание клеток мозга и приводит к старению, нужна стимуляция. Стимуляция физической активностью и интеллектуальной нагрузкой. Это позволяет продлить срок эксплуатации нашего тела.

Социум становится тоже важной составляющей, потому как поддержание связей также позволяет человеку находить ежедневный смысл жизни.

Все люди переживают этапы жизни по своему.

Есть те, кто в житейской суете проживает свою жизнь на одном дыхании. А есть те, кто познает себя и искусство жизни и постоянно учится новому.

  • Принимает все вызовы каждого периода.
  • И учится наслаждаться каждым этапом и его преимуществами.

Живите и наслаждайтесь каждым мгновением. Как у природы нет плохой погоды, так и у каждого возраста есть свои прелести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.